В детской

Скачать   Распечатать

 (Голосов 1)
   
   
    Папаша с мамашей и все братья и сестры уехали в театр; дома остались Аня да ее крестный.
    — Мы тоже устроим себе театр! — сказал он. — Сейчас же начнем представление.
    — Да ведь у нас нет театра! — возразила Аня. — Нет и актеров! Моя старая кукла не годится, она стала такая гадкая, а новую нельзя взять — платьице изомнешь!
    — Актеры найдутся, если только не брезговать тем, что есть под рукой! — сказал крестный. — Ну, построим сначала театр. Вот сюда одну книжку, сюда другую, сюда третью; все три поставим вкось. Теперь по другую сторону еще три — вот и кулисы готовы. А этот старый ящик будет задней стеной — мы повернем его сюда дном. Сцена, как всякий видит, представляет комнату. Теперь дело за актерами! Посмотрим-ка, не найдется ли чего подходящего в ящике с игрушками. Сначала надо отыскать действующих лиц, а потом уж сочинять пьесу: одно ведет за собою другое — и выходит чудесно! Вот трубка от чубука, а вот перчатка без пары; пусть это будет папаша и дочка!
    — Так это всего только два лица! — сказала Аня. — Вон лежит старый мундирчик брата. Нельзя ли и его взять в актеры?
    — Отчего же нет? Ростом-то он для этого вышел. Он будет у нас женихом. В карманах у него пусто — вот уж и интересная завязка: тут пахнет несчастной любовью!.. А вот еще орешный щелкун — сапог со шпорою! Топ, топ! То-то лихой мазурист! Он топает и прищелкивает! Он будет у нас немилым женихом. Ну, какую же пьесу ты хочешь? Драму или комедию из семейного быта?
    — Комедию! — сказала Аня. — Все так любят комедии. А ты знаешь какую-нибудь?
    — Целую сотню! — ответил крестный. — Самый большой успех имеют французские, но они неподходящи для девочек. Мы возьмем лучше какую-нибудь из своих: они все ведь на один лад. Ну, я встряхиваю мешок! «Ку-ка-ре-ку! Обновись!» Вот теперь все комедии обновились! Слушай же афишу. — И крестный взял газету и стал читать как будто по афише:
     Трубка и умный малый. Комедия в одном действии.
    Действующие лица:
    Господин Трубка — отец.
    Госпожа Перчатка — дочь.
    Господин Мундирчик — милый.
    Фон Сапог — немилый.
    Теперь начнем! Занавес поднят — у нас его нет, ну, значит, он поднят. Все лица налицо. Я поведу речь за папашу. Он сегодня сердит, — видишь, потемнел весь от куренья:
    «Вздор, вздор, ерунда! Я хозяин в доме! Я отец своей дочери! Извольте слушаться меня! Фон Сапог такая персона, что хоть глядись в него, как в зеркало! Он из сафьяна, да еще со шпорою! Тринь-бринь! Тринь-бринь! Он и женится на моей дочери!»
Показать всю сказку
    — Теперь следи за мундиром, Аня! — продолжал крестный. — Теперь он начнет. Он носит отложной воротничок, очень скромен, но сознает собственное достоинство и имеет право говорить так:
    «На мне нет ни одного пятна! Добрые качества тоже надо принимать в расчет. А я ведь из самой добротной материи, да еще с галунами!» — «Ну, они только до свадьбы и продержатся! В стирке полиняют! — Это говорит опять господин Трубка. — Фон Сапог, тот непромокаем, из крепкой и в то же время тонкой кожи, может скрипеть, щелкать шпорою и похож на Италию!»
    — Но они должны говорить стихами! — заметила Аня. — Говорят, это выходит так красиво!
    — Можно и так! — ответил крестный. — Захочет публика, актеры заговорят и стихами. Ну, гляди же на барышню Перчатку; гляди, как она ломает пальчики:
     Лучше век мне быть без пары,
    Только бы избегнуть кары —
    Жизнь с постылым проводить!
    Мне того не пережить!
    Ох, ох, ох,
    Лопну, лопну, вот вам Бог!
    «Вздор!» — Это уж отвечает папаша Трубка. А вот теперь говорит господин Мундир:
     Перчатка-душа,
    Ты так хороша!
    Ты мне суждена,
    Моей быть должна!
    Тут Фон Сапог шаркает, топает, щелкает шпорою и опрокидывает три кулисы разом.
    — Чудо как хорошо! — воскликнула Аня.
    — Тс! — сказал крестный. — Молчаливое одобрение говорит о высокой степени воспитанности зрителей первых рядов. Теперь барышня Перчатка поет свою большую арию с руладами:
     Я так убита,
    Так сердита,
    Что вам клянусь,
    Я разреву-у-усь!..
    Теперь самый интересный момент, Аня! Видишь, господин Мундир расстегивается и обращает свою речь прямо к тебе, чтобы ты похлопала ему! Но ты не хлопай! Так бонтоннее! Послушай, как он шуршит: «Чаша терпения моего переполнилась! Берегитесь! Я подведу интригу! Вы — Трубка, а я — малый с головой! Фьють! и — нет вас!» Гляди, Аня! Это самая интересная сцена во всей комедии! Мундир схватывает Трубку и засовывает к себе в карман — лежи тут! — а затем говорит: «Вы теперь у меня в кармане и не выйдете оттуда, пока не обещаете соединить меня узами брака с вашей дочерью, Перчаткой с левой руки! Я протяну ей свою правую».
    — Ужасно хорошо! — опять воскликнула Аня.
    — А старая Трубка отвечает:
     Что делать мне?
    Горю, как в огне!
    Ах, где ж мой чубук?
    Ведь я — как без рук!
    О, сжальтесь, простите,
    Меня отпустите!
    Я дочь вам отдам,
    Венчаю вас сам!
    — И конец? — спросила Аня.
    — Что ты! — ответил крестный. — Конец только для Фон Сапога. Жених и невеста опускаются на колени; первая поет:
     Отец, оживаю!
    Второй:
     Я вас отпускаю!
    Господин Трубка благословляет их, а вся мебель поет хором:
     
    То-то любящий отец!
    Он повел их под венец!
    Тут и пьесе всей конец!
    Вот теперь похлопаем! — прибавил крестный. — И вызовем их всех, вместе с мебелью: она ведь из красного дерева!
    — А что, наша комедия так же хороша, как та, что идет в настоящем театре? — спросила Аня.
    — Она еще лучше! — ответил крестный. — Она короче, даром доставлена нам прямо на дом и помогла скоротать время до чаю!