Как Петр Первый стал кумом чуваша
Утром царь Петр спрашивает Ивана:
– Ночью мне послышался крик ребенка, уж не жена ли родила?
– Да, жена была в положении, а ночью разрешилась сыном, – отвечает Иван.
– Тогда давай окрестим его, – предлагает царь. – Сходи к батюшке, позови его сюда, – и с этими словами протягивает Ивану золотой пятирублевик.
Иван приходит к батюшке:
– У меня ночью родился сын и надо бы окрестить его. У меня остановился барин, и мы хотим окрестить ребенка, пока барин не уехал.
– На крещение нужны деньги, – говорит батюшка. Крестьянин тут же протягивает батюшке золотой пятирублевик.
– Вот, возьми.
– Я по осени кропил твой двор святой водой, ты мне за это ничего не заплатил, – говорит батюшка. – Весной ходили с крестным ходом – и за это не было заплачено. Так что этим пятирублевиком ты только-только рассчитался со мной за прежние долги.
Огорченный Иван ни с чем возвратился домой. Царь, завидев его, спрашивает:
– Что случилось, Иван? Что ты так низко голову опустил? Иван отвечает:
– Батюшка не хочет крестить, говорит, что у меня много накопилось старых долгов, так что твои деньги он забрал на их уплату.
Тогда царь протягивает Ивану золотой червонец:
– Позови его еще раз, и пусть приходит и матушка – кумой будет.
Иван опять идет к попу, отдает ему червонец:
– Барин просит прийти и матушку, говорит, кумой будет. Получив червонец, поп уже не заставил себя долго ждать.
Пошла с ним и матушка. Правда, большой охоты стать кумой бедняка у нее не было, пошла она скорее из женского любопытства: на барина хотелось посмотреть.
Пришли они в дом Ивана, царь Петр говорит:
– Я буду крестным отцом, а ты, матушка, – крестной матерью.
Окрестили младенца. Поп с матушкой домой пошли, а царь Петр на прощанье говорит Ивану:
– Давай, кум Иван, вот так сделаем. Приезжай-ка ко мне в Петербург и привези сто пар лаптей. Как приедешь, тебя могут остановить: куда, мол, мужик, идешь. А ты отвечай: иду, мол, к куму Петру. Тебя и приведут ко мне. А лапти в Петербурге продавай так: первая пара – десять рублей золотом, вторая – двадцать, третья – тридцать, так и дальше. А привези, как я уже сказал, сто пар.
Иван наплел сто пар лаптей и отправился со своим товаром в город Петербург. Начал продавать лапти, как и наказывал ему кум Петр. Царь же на ту пору повелел устроить во дворце бал и сказал, чтобы все танцевали на том балу только в лаптях. Купцы, министры, генералы – все кинулись лапти покупать. Приходят на один базар – нет лаптей, приходят на второй – что за напасть такая – тоже нет, как не бывало. И тут-то как раз встречают крестьянина с возом лаптей. Обрадовались, опрашивают:
– Сколь стоят твои лапти, мужичок?
– Десять рублей золотом, – отвечает крестьянин.
– Дороговато, да что поделаешь: в царский дворец без лаптей не пустят. Купил один, подходит другой:
– Сколько стоят лапотки, любезный?
– Двадцать рублей золотом.
– Ого! Ого - то «ого», а поди, ослушайся царского приказа; надо брать, пока мужик дороже не запросил.
А мужичок и впрямь за третью пару взял тридцать рублей, за четвертую – сорок, а за пятую уже и все пятьдесят. Надо хватать, пока сто или двести не заломил!
Так Иван и расторговал весь свой липовый товар, набавляя по червонцу за каждую новую пару.
Только расторговался – к нему подходит полицейский:
– Эй, мужик, зачем в Петербург пожаловал?
– Я приехал к куму Петру, – отвечает Иван и подает полицейскому записку, которую ему когда-то оставил кум.
В записке было написано: «Кто встретит человека по имени Иван, разыскивающего кума Петра, должен немедленно привести его к царю Петру». И когда полицейский ту записку прочитал, то сказал:
– Я, пожалуй, знаю твоего кума, так что пойдем, прямо к нему и отведу.
Привели Ивана к царю. Тот его сразу узнал:
– Здравствуй, кум Иван. Приехал?
– Приехал, – отвечает Иван.
– Сходи-ка с дороги в баню, – предложил царь, – там тебя постригут, бороду сбреют, приоденут и приведут ко мне.
Ивана вымыли, постригли, побрили, приодели – глядит мужик сам на себя в зеркало и себя не узнает.
Царь Петр берет его с собой на бал, чтобы Иван посмотрел, как министры да генералы со своими женами в его лаптях танцевать будут. Хорошо у них получалось, будто весь свой век они в этой обувке ходили!
А наутро царь Петр дает Ивану богатую кибитку и говорит:
– Деньги у тебя теперь есть, поезжай домой и построй хороший дом, чтобы было куда положить гостя, если он попросится ночевать.
Прикатил Иван в свою деревню на тройке с колокольчиком, привез с собой сундук золота. Все ахают, дивуются, а деревенские богачи от зависти аж позеленели.
– Откуда у тебя, Иван, столько золота? – спрашивают они с любопытством.
– А я сто пар лаптей свез в Петербург да продал, – отвечает Иван. – В Петербурге за лапти платят чистым золотом.
Богатеи – сразу же домой, и давай тормошить своих жен: готовьте лыки, будем плести лапти и чем больше, тем лучше.
Наплели лаптей – чуть ли не всю Россию можно обуть, и повезли в Петербург. Однако же лапти у них почему-то никто не покупает, а если и купят, так платят не больше копейки. Какое уж там золото, ладно бы дорогу оправдать!
Возвращаются лаптежники в свою деревню, и ну Ивана проклинать-ругать на чем свет стоит. Да ладно бы только ругали, украли лошадей, украли и сундук с золотом. Опять Иван пришел в прежнюю бедность.
Что делать бедному мужику, как из нужды выбиться?
Едет он опять к царю Петру, рассказывает о своем житье-бытье. Тогда царь ему говорит:
– Переезжай всей семьей сюда, найдем для тебя здесь дом.
Крестьянин съездил в деревню, забрал жену с детишками, вернулся в Петербург к куму Петру и жил недалеко от него до самой своей смерти.
И по сей день на берегу Невы стоит небольшой домик. В этом доме жил Петр Первый, когда будущая столица русского государства еще только начинала строиться. Рядом с жилищем царя виден домик поменьше. Говорят, чуваш Иван жил именно в этом доме.ы
– Ночью мне послышался крик ребенка, уж не жена ли родила?
– Да, жена была в положении, а ночью разрешилась сыном, – отвечает Иван.
– Тогда давай окрестим его, – предлагает царь. – Сходи к батюшке, позови его сюда, – и с этими словами протягивает Ивану золотой пятирублевик.
Иван приходит к батюшке:
– У меня ночью родился сын и надо бы окрестить его. У меня остановился барин, и мы хотим окрестить ребенка, пока барин не уехал.
– На крещение нужны деньги, – говорит батюшка. Крестьянин тут же протягивает батюшке золотой пятирублевик.
– Вот, возьми.
– Я по осени кропил твой двор святой водой, ты мне за это ничего не заплатил, – говорит батюшка. – Весной ходили с крестным ходом – и за это не было заплачено. Так что этим пятирублевиком ты только-только рассчитался со мной за прежние долги.
Огорченный Иван ни с чем возвратился домой. Царь, завидев его, спрашивает:
– Что случилось, Иван? Что ты так низко голову опустил? Иван отвечает:
– Батюшка не хочет крестить, говорит, что у меня много накопилось старых долгов, так что твои деньги он забрал на их уплату.
Тогда царь протягивает Ивану золотой червонец:
– Позови его еще раз, и пусть приходит и матушка – кумой будет.
Иван опять идет к попу, отдает ему червонец:
– Барин просит прийти и матушку, говорит, кумой будет. Получив червонец, поп уже не заставил себя долго ждать.
Пошла с ним и матушка. Правда, большой охоты стать кумой бедняка у нее не было, пошла она скорее из женского любопытства: на барина хотелось посмотреть.
Пришли они в дом Ивана, царь Петр говорит:
– Я буду крестным отцом, а ты, матушка, – крестной матерью.
Окрестили младенца. Поп с матушкой домой пошли, а царь Петр на прощанье говорит Ивану:
– Давай, кум Иван, вот так сделаем. Приезжай-ка ко мне в Петербург и привези сто пар лаптей. Как приедешь, тебя могут остановить: куда, мол, мужик, идешь. А ты отвечай: иду, мол, к куму Петру. Тебя и приведут ко мне. А лапти в Петербурге продавай так: первая пара – десять рублей золотом, вторая – двадцать, третья – тридцать, так и дальше. А привези, как я уже сказал, сто пар.
Иван наплел сто пар лаптей и отправился со своим товаром в город Петербург. Начал продавать лапти, как и наказывал ему кум Петр. Царь же на ту пору повелел устроить во дворце бал и сказал, чтобы все танцевали на том балу только в лаптях. Купцы, министры, генералы – все кинулись лапти покупать. Приходят на один базар – нет лаптей, приходят на второй – что за напасть такая – тоже нет, как не бывало. И тут-то как раз встречают крестьянина с возом лаптей. Обрадовались, опрашивают:
– Сколь стоят твои лапти, мужичок?
– Десять рублей золотом, – отвечает крестьянин.
– Дороговато, да что поделаешь: в царский дворец без лаптей не пустят. Купил один, подходит другой:
– Сколько стоят лапотки, любезный?
– Двадцать рублей золотом.
– Ого! Ого - то «ого», а поди, ослушайся царского приказа; надо брать, пока мужик дороже не запросил.
А мужичок и впрямь за третью пару взял тридцать рублей, за четвертую – сорок, а за пятую уже и все пятьдесят. Надо хватать, пока сто или двести не заломил!
Так Иван и расторговал весь свой липовый товар, набавляя по червонцу за каждую новую пару.
Только расторговался – к нему подходит полицейский:
– Эй, мужик, зачем в Петербург пожаловал?
– Я приехал к куму Петру, – отвечает Иван и подает полицейскому записку, которую ему когда-то оставил кум.
В записке было написано: «Кто встретит человека по имени Иван, разыскивающего кума Петра, должен немедленно привести его к царю Петру». И когда полицейский ту записку прочитал, то сказал:
– Я, пожалуй, знаю твоего кума, так что пойдем, прямо к нему и отведу.
Привели Ивана к царю. Тот его сразу узнал:
– Здравствуй, кум Иван. Приехал?
– Приехал, – отвечает Иван.
– Сходи-ка с дороги в баню, – предложил царь, – там тебя постригут, бороду сбреют, приоденут и приведут ко мне.
Ивана вымыли, постригли, побрили, приодели – глядит мужик сам на себя в зеркало и себя не узнает.
Царь Петр берет его с собой на бал, чтобы Иван посмотрел, как министры да генералы со своими женами в его лаптях танцевать будут. Хорошо у них получалось, будто весь свой век они в этой обувке ходили!
А наутро царь Петр дает Ивану богатую кибитку и говорит:
– Деньги у тебя теперь есть, поезжай домой и построй хороший дом, чтобы было куда положить гостя, если он попросится ночевать.
Прикатил Иван в свою деревню на тройке с колокольчиком, привез с собой сундук золота. Все ахают, дивуются, а деревенские богачи от зависти аж позеленели.
– Откуда у тебя, Иван, столько золота? – спрашивают они с любопытством.
– А я сто пар лаптей свез в Петербург да продал, – отвечает Иван. – В Петербурге за лапти платят чистым золотом.
Богатеи – сразу же домой, и давай тормошить своих жен: готовьте лыки, будем плести лапти и чем больше, тем лучше.
Наплели лаптей – чуть ли не всю Россию можно обуть, и повезли в Петербург. Однако же лапти у них почему-то никто не покупает, а если и купят, так платят не больше копейки. Какое уж там золото, ладно бы дорогу оправдать!
Возвращаются лаптежники в свою деревню, и ну Ивана проклинать-ругать на чем свет стоит. Да ладно бы только ругали, украли лошадей, украли и сундук с золотом. Опять Иван пришел в прежнюю бедность.
Что делать бедному мужику, как из нужды выбиться?
Едет он опять к царю Петру, рассказывает о своем житье-бытье. Тогда царь ему говорит:
– Переезжай всей семьей сюда, найдем для тебя здесь дом.
Крестьянин съездил в деревню, забрал жену с детишками, вернулся в Петербург к куму Петру и жил недалеко от него до самой своей смерти.
И по сей день на берегу Невы стоит небольшой домик. В этом доме жил Петр Первый, когда будущая столица русского государства еще только начинала строиться. Рядом с жилищем царя виден домик поменьше. Говорят, чуваш Иван жил именно в этом доме.ы