Откуда пошли паны на Полесье

Скачать   Распечатать

 (Голосов 2)
   
    Давно это было. И старые люди того уж не помнят и рассказывают то, что от отцов и дедов слыхали.
    Ну так вот. Дремучими полесскими лесами пробирался раз вечером черт в свое болото. Был он хмурый-прехмурый: за целый день не удалось ему сделать людям никакого вреда. А какой же из него после этого черт? Теперь хоть и в ад не показывайся - засмеют его там!
    Тащится черт злющий-презлющий, невеселые думы его грызут. Вдруг видит - мчится по дороге пан из Варшавы. Впереди гайдуки едут, сзади тоже, а посередине пан в карете на мягких подушках сидит. Усы торчком, как у жука-короеда, шапка с тремя рогами, сапожки красного сафьяна, пояса со шнурами витыми, золоченые... Ну, словом на сто сажен паном несет!
    Загородил черт дорогу, вытаращил глаза, смотрит: ни разу на Полесье такого пугала не видывал!
    - Прочь с дороги, пся крев! - закричал пан на черта и грозно зашевелил усами. Черт ни с места.
    - Объедешь, - говорит, - коли надо тебе. Заносчив был пан, аж почернел от злости:
    - Эй, гайдуки, всыпьте ему двадесте пеньть!
    Защелкали гайдуки кнутами и кинулись к черту. А тот взял да и перескочил через них, ухватил пана за чуб и понес его над лесом, выскалив зубы...
    Летит черт и бьет паном об верхушки дерев. Где об дуб ударится пан - там вмиг вырастает пан Дембицкий, а за Дембицким - Дубицкий...
    О березу грохнется - является пан Бжезинский, а за ним - Бжезовский, а за Бжезовским - Березовский...
    Как грибы растут паны.
    Об сосну шарахнется пан - вырастает пан Сосновский, о граб - Грабовский, об ель - Ельский, о вербу - Вербицкий, о ясень - Ясенский, об осину - Осинский...
    Скакал-скакал черт с паном, прямо заморился. Поглядел, а от пана одни только кишки остались: ловко его пообтрепал!
    “Что ж с ним, - думает, - делать? Не нести ж его в ад?” Взял черт да и пораструсил панские кишки по земле. И пошли от них расти паны мелкие да подпанки - Кишки, Печенки...
    Так развелись паны на Полесье - сам черт посеял их на беду людям.